Развитие ребенка по месяцам комаровский. Как развивается малыш по месяцам до года – основные этапы. Рефлексы опоры и автоматической ходьбы

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я хочу продолжить с вами говорить о наших новорожденных детках! Помню, как советовалась с родственниками по поводу воспитания своего младенца – ведь мамой я стала впервые. Что интересно, так это то, что советы от родственников поступали самые разные!

Когда вашему малышу исполнится два месяца, вы заметите, что он стал совершенно другим. Сравните фотографии малютки из роддома и его внешний вид на данный момент – он не похож на маленького «инопланетянина» из роддома. Черты лица преобразились, движения стали более уверенными, сам кроха – спокойнее.

На плановом осмотре детский врач взвесит и замерит грудничка, чтобы выявить, не отстает ли он от своих сверстников в физическом развитии.

Нормой считается , если:

  1. девочка весит 3,9-6,6 (мальчик: 4,3-7,1) кг;
  2. рост малышки 53-61,1 (мальчишки: 54,4-62,4) см;
  3. окружность головки девочки 35,8-40,7 (мальчика: 36,8-41,5) см.

Однако во время осмотра врач берет во внимание и другие факторы:

  • в какой срок был рожден ребенок;
  • есть ли у него хронические заболевания;
  • и прочее.

Поэтому, если рост/вес ребенка не соответствует норме – это вовсе не значит, что ваш малыш неполноценный или развивается несвоевременно. Каждый малыш индивидуален, поэтому запомните, что общепринятые нормы зачастую не имеют особенного значения.

Режим дня малютки также меняется. Теперь малыш спит меньше, чем ранее. В общей сумме, количество часов сна приравнивается к 19. Причем, дважды за день новорожденный может проспать до трех часов подряд! Ночью может и вовсе не просыпаться. Сон становится более крепким.

В двухмесячном возрасте у новорожденных нередко возникают проблемы с дефекацией. Детки, что питаются маминым молоком, могут опорожняться до 8 раз за день! А вот малыши, которые с рождения переведены на сухие смеси, зачастую начинают страдать от запоров.

Обратите внимание на поведение своего ребенка, если он часто сучит ножками и плачет, а его животик стал плотным – возможно, у него колики. Это частое явление у деток такого возраста.

2. Особенности развития крохи

Со временем малыш совершенствует свои навыки, взрослеет, крепнет, набирается сил. Теперь, помимо безусловных рефлексов, он научился осознанно смотреть на мир.

В двухмесячном возрасте ваш малыш умеет концентрировать свой взгляд на определенном предмете и даже может следить за мамой, которая ходит по квартире (ещё в месяц младенцу крайне трудно фокусировать взгляд на предметах в движении).

Так что же должен уметь ребенок в возрасте двух месяцев? Во-первых, всё то, чему научился за предыдущий месяц своей жизни.

Более того, теперь он приобрел новые навыки :

  1. научился удерживать головку на протяжении 15 секунд;
  2. умеет переворачиваться с боку на спинку самостоятельно (а ведь буквально вчера ребенок бы лежал в том положении, в котором вы его оставили);
  3. улыбается во весь рот (конечно, такая мимика больше похоже на восхищенное «о», но вы, мама, сразу узнаете, что малыш смеется);
  4. реагирует на прикосновения родителей и других людей (причем, мамины объятия вызывают у крохи легкую улыбку, а руки незнакомых людей могут спровоцировать малыша на плач);
  5. гулит, тянет гласные буквы (может даже пытаться петь);
  6. вслушивается в разные звуки (причем, даже может начать определять, с какой стороны доносится звон);
  7. плачет, с целью выразить свое недовольство относительно чего-то (например, хочет, чтобы его накормили или просит таким образом сменить ему грязный подгузник).

Конечно же, малыш за первые месяцы может успеть освоить гораздо больше. Для этого нужно чаще с ним заниматься и в этом вам помогут различные игры!

3. Развивающие игры

Молодые родители знают, что маленький человечек ещё совсем не готов к серьезным поучительным урокам. Сейчас куда правильнее развивать навыки младенца с помощью детских игр.

Вы можете предложить малышу с целью получения новых знаний:

  • тянуться за игрушками, подвешенными в полуметре над его головой (выбирайте яркие и красивые фигурки, чтобы малышу хотелось их достать ручками);
  • наблюдать за звенящей погремушкой, которую вы будете водить со стороны в сторону (это поможет малышу развить зрение и научиться концентрировать свое внимание на определенном предмете);
  • повторять за вами гласные буквы (только ни в коем случае не заставляйте малыша петь, если у него нет настроения).

Сейчас малыш очень любознательный, поэтому ему очень понравится изучать окружающую местность.

Возьмите ребеночка на руки и расхаживайте с ним по квартире, называя каждый встречный предмет. Также поступайте и на улице. При систематичности повторений малыш начнет запоминать слова и ассоциировать их с предметами.

Ещё очень полезно для развития тактильных ощущений проводить с малышом пальчиковую гимнастику. Такие занятия стимулируют мозговую деятельность. В интернете есть множество видео-уроков о том, как правильно выполнять упражнения. А вообще, можно приобрести целое пособие для развития мелкой моторики – книга вам пригодится и в дальнейшем!

Можете пофантазировать! Наши бабушки включали смекалку, когда воспитывали нас: давали трогать предметы разных форм (макароны, пуговицы, столовые приборы), читали газеты вслух, давали дергать свои волосы. Сейчас любые занятия пойдут на пользу малышу!

Но главное, не оставляйте ребенка без присмотра! Теперь он начал тянуть в рот все то, что попадает к нему в руки! Будьте осторожны!

Ну, что ж, буду прощаться с вами, но, ненадолго. Если вам была полезна статья – порекомендуйте её своим друзьям. И подписывайтесь на мои обновления. Пока-пока!

В ожидании рождения ребенка любящие мама и папа стараются хорошо подготовиться и выяснить все важные в этом случае вопросы. Уход за новорожденным – сложная и невероятно увлекательная тема. Ей доктор Комаровский посвящал немало своих передач. От того, насколько правильным окажется развитие в первые месяцы жизни, зависит в дальнейшем здоровье и самочувствие ребенка. Поэтому следует точно определиться с тем, какое развитие считается нормальным.

КОМАРОВСКИЙ: РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ

  1. Первый месяц. На этом этапе доктор Комаровский просит обратить внимание на сформированность рефлексов. Новорожденный сразу после рождения должен обладать сосательным и хватательным рефлексом, отталкиваться от подставленной к ножкам опоры и пытаться ползать.
  2. Второй месяц. В таком возрасте новорожденный днем может оставаться активным по 15 минут в час. Движения становятся менее резкими, взгляд фиксируется на предметах. Комаровский говорит, что новорожденный начинает тянуть предметы в рот и пытается имитировать звуки извне.
  3. Третий месяц. Дальнейшее развитие предполагает трехразовый сон днем, появление признаков улыбки, узнавание родителей. Появляется характерное «гуление» и поворот головы в сторону источника звука.
  4. Четвертый месяц. Новорожденный становится более выносливым, играет по 2 часа за раз, переворачивается без посторонней помощи. Доктор Комаровский говорит о развитии способности выделять себя из окружающего мира.
  5. Пятый месяц. Особенно важен в развитии. К такому моменту новорожденный должен уметь совершать поворот с живота на спину, узнавать всех близких родственников, управлять мимикой, хватать и подтягивать игрушки.
  6. Шестой месяц. К такому периоду у новорожденного появляется умение сидеть, откликаться на собственное имя, озвучивать самые простые слоги. Если все это наблюдается, говорит доктор Комаровский, развитие новорожденного по месяцам можно считать успешным.

Итак, друзья, разговоры о еде, разговоры о первой еде – фактически это прикорм – это всех волнующая тема. Наверное, у педиатра есть несколько таких тем – типа «Лечим понос», «Лечим сопли», «Лечим кашель», «Прикорм» — ночью разбуди, будем рассказывать, как с этим жить.

Прошу вас записать 10 простых правил:

Правило №1. Когда начинать

Самое главное правило прикорма – когда начинать? Раньше я говорил так: с 4 до 6 месяцев прикорм ребенку не нужен, он нужен для мамы.

Сейчас я скажу так: до 6 месяцев прикорма не бывает. Понимаете, медицинская наука не стоит на месте, и все больше и больше данных о том, что не надо вот этих экспериментов до достижения ребенком 6 месяцев. Хорошо?

Правило №2. Независимость от вида вскармливания

Очень важно немедленно забыть о том, что система вскармливания имеет какое-то отношение к срокам прикорма:

  • Мы – искусственники, нам прикорм надо с 3 месяцев!
  • Мы на грудном вскармливании, мы вообще в год начнем. До года – только мама!

Друзья мои, независимо от видов вскармливания оптимальное время начала прикорма — 6 месяцев.

Правило №3. Не экспериментируем с больным ребенком

Прикорм и вообще новые продукты дается тогда, когда ребенок здоровый. Если ребенок болен, что-то не так – давайте не будем с больным экспериментировать.

Три правила мы уже знаем – молодцы!

Правило №4. Спокойная обстановка

Опять-таки, зачем вам нужны эти эксперименты, если вы поехали куда-то в гости, собрались в путешествие – завтра мы куда-то едем, а сегодня давайте что-нибудь дадим, и всю ночь будем лечить понос! Поэтому если мы собираемся давать какие-то новые продукты, давайте адаптироваться к обстоятельствам и не проводить эксперименты тогда, когда это неудобно кому-либо из членов семьи.

Правило №5. Сначала прикорм, потом основная еда

Что очень важно? Прикорм все-таки дается тогда, когда ребенок реально голоден, то есть его дают до того, как накормить его основной едой. Понятно, что если вы его приложили к груди, то после того, как он наелся, уже очень трудно проводить какие-то эксперименты с новой, необычной едой. Поэтому еще раз важное правило – сначала прикорм, потом основная еда.

Правило №6. Если ребенок отказывается от новой еды

Еще одно правило – если отказывается, не надо расстраиваться, но и не надо закрывать этой темы. Отказывается – повторять через какое-то время, предлагать, предлагать, предлагать.

Что еще очень важно – если вам очень хочется, чтобы он это ел, а он это не ест, ешьте это сами в его присутствии. Это очень способствует.

Правило №7. Монокомпонентность нового прикорма

Еще одно правило: все новое монокомпонентно. То есть если мы решили дать кашу, то не надо давать кашу из 7 злаков, а потом гадать, какой из них нам не подошел. Договорились? Молодцы.

Правило №8. Постепенность перехода на прикорм

Если мы заменили одно из кормлений прикормом, то экспериментировать с другим мы начнем только после этого. То есть не надо каждое кормление проводить эксперименты. Давайте утром покушаем маму, второе кормление – прикорм, мама. И когда мы полностью заменим второе кормление, тогда будем в третье, четвертое еще проводить какие-то эксперименты. Это желательно. Договорились? Молодцы!

Правило №9. Постепенность расширения меню

Есть еще такое правило, к которому желательно прислушиваться – как правило, новые продукты, которые ребенок еще никогда раньше не пробовал (а таких продуктов сразу может быть несколько), не надо давать с интервалом менее 5 дней. То есть не надо каждый день что-то новенькое. Потом опять-таки будет трудно разобраться, кто же виноват на самом деле.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правило №10. Срок полной замены кормления — неделя

По большому счету должен вам сказать, что, как правило, на полную замену кормления – например, мы решили дать ребенку овсяную кашу – как правило, оптимальный срок для того, чтобы заменить смесь на овсяную кашу полностью — около недели. Понятно? То есть мы знаем, что ребенок ест эту молочную смесь. Сегодня дали 20 г, завтра 40, послезавтра 80 и т.д. – неделя на замену кормления.

Правила кончились. Теперь очень интересные вещи, поскольку опять-таки медицинская наука не стоит на месте.

Прикорм и аллергия

Например, в США очень острая проблема связана, к примеру, с арахисом. У них очень распространено – вы, наверное, знаете – арахисовое масло. У них есть огромное количество детей с аллергией на арахис. И всю жизнь говорили мамам: «Никогда не давайте арахис маленьким детям! Это увеличивает вероятность аллергии!»

И вдруг буквально множество исследований последнего времени доказывают, что, оказывается, если детям с 6-8 месяцев в небольшом количестве дают арахис, то это резко уменьшает вероятность аллергии потом, когда он будет постарше.

То есть вот так все меняется. Другой вопрос в том, что если в доме есть люди с аллергией, если эта тема для семьи в принципе актуальна, то лучше таких экспериментов не проводить.

Я к чему это все говорю? Очень часто, вот уже сейчас ваш врач может вам посоветовать то, что идет в разрез с тем, что написано во многих книжках. Но наука не стоит на месте и все меняется.

Например, рыба. Во многих книгах пишут о том, что рыбу лучше после года: начинаем прикорм мясом, а потом рыба. А сейчас, если ребенок получит рыбный суп или кусочки рыбы в бульон, начиная с 8 месяцев, оказывается, ничего страшного с этим не будет – пожалуйста, на здоровье!

И еще один последний совет вам.

Прикорм, как познание мира

Знаете, оказывается, чуть ли не самое шикарное в прикорме – это сам процесс еды, когда ребенок сам – руки, ложка. Но у нас же сплошь и рядом прикорм выглядит так: усадили, завернули, сунули рожку, 2 рожка, и потом бутылку.

Ребята, уже в 6 месяцев попытайтесь сделать так – прикорм же в 6 месяцев, когда он начинает есть этот творожок – это же, как вы понимаете, к калориям, к еде не имеет совершенно никакого отношения. Да, это фактически познание мира, новые способы еды.

Поэтому уже такого карапуза усадили, поставили перед ним тарелку, дали в руки что-то, похожее на ложку, и пусть пытается есть. Да, он будет весь с ног до головы в этой ложке творожка. Он все равно рано или поздно будет пачкаться, но, тем не менее, это очень здорово для его развития, для моторики, для интеллекта.

Это очень классно, когда ребенок учится тому, что он будет есть сам. Это лучше, чем вместе смотреть мультики по телевизору. Я на это обращаю ваше внимание. Вы хотите дать ребенку творожок – усадили ребенка, дали ему тарелку, сели напротив с точно такой тарелкой с творожком, и кушаете этот творожок. Он смотрит на вас и повторяет.

Я страшно хочу, чтобы ваши дети смотрели на вас, а не на мультики по телевизору. Объясните папе, что он личным примером нужен в процессе прикорма намного больше, чем все Маши и медведи вместе взятые.

Доктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.

В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.

Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.

Комаровский: дети до года

Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.

Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.

Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков.

Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов.

Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц . Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев ("пинцетного захвата"). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком

Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.

Что это значит?

  1. Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
  2. Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
  3. Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.

О психомоторном развитии малыша до 1 года

1 месяц


В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.

В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.

В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.

В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».

хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.

2 месяц


В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.

В статике: появляется возможность держать голову вертикально.

В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.

В эмоциях и социальном поведении : улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.

3 месяц


В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).

В статике: хорошо удерживает голову.

В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.

В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.

4 месяц


В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.

В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.

В сенсорных реакциях : активная реакция на звук и яркие предметы.

В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.

В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.

5 месяц


В моторике : перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.

В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.

В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.

В речи: произносит цепочки из слогов.

В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.

6 месяц


В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.

В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится.

В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.

В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги, меняет силу и тональность звуков.

В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.

7 месяц


В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.

В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.

В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.

В речи: разговорный навык совершенствуется.

В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.

8 месяц

В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.

В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.

В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.

В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.

9 месяц


В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.

В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.

В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.

Речь: начинает четко удваивать слоги.

В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.

10 месяц


В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.

В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.

В сенсорных реакциях : активно копирует движения взрослых.

В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.

В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.

11 месяц


В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».

В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.

В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».

В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.

В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.

12 месяц


В моторике: играет с игрушками больше часа.

В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.

В сенсорных реакциях : может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.

В речи: запас слов примерно около 10.

В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.

Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом.

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор.

Автор публикации: Анна Куликова

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см.